Научное отражение № 1 (15)_2019

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ «ЛАНДШАФТНОЕ МАКЕТИРОВАНИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
IMPLEMENTATION OF CULTURAL PRACTICES "LANDSCAPE LAYOUT" IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Ключевые слова: культурная практика «Ландшафтное макетирование»; ландшафтная территория; дизайн-макет ландшафтной территории; сферы универсального образования детей; дизайн-деятельность; полихудожественное воспитание.
Keywords:
cultural practice "Landscape Prototyping"; landscape territory; design layout of landscape territory; the scope of universal education of children; design activities; polyart education.

Аннотация. В статье рассмотрены особенности реализации культурной практики детей старшего дошкольного возраста «Ландшафтное макетирование» с позиции культурологического, творческого и деятельностного подходов.
Abstract. In the article the peculiarities of realization of the cultural practices of children of senior preschool age "Landscape Layout" from the standpoint of cultural, creative and activity approaches.

Анфисова Светлана Евгеньевна, старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Anfisova Svetlana Yevgenyevna, senior lecturer of the Chair of Pre-school Pedagogics, Applied Psychology.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14.

E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Надежкина Ирина Анатольевна, заместитель директора.
Адрес: Структурное подразделение МБОУ «Школа № 26» детский сад «Тополёк», 445021, Россия, г. Тольятти, ул. Жилина, 52.

E-mail: school26@edu.tgl.ru

Nadezhkina Irina Anatolievna, Deputy Director.
Address: Structural unit of Municipal budgetary educational institution "School № 26" the kindergarten "Poplar", 445021, Russia, Togliatti, Zhylina st., 52.

E-mail: school26@edu.tgl.ru

Куцепина Татьяна Викторовна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение МБОУ «Школа № 26» детский сад «Тополёк», 445021, Россия, г. Тольятти, ул. Жилина, 52.
E-mail: school26@edu.tgl.ru

Kutsepina Tatyana Viktorovna, educator.
Address: Structural unit of Municipal budgetary educational institution "School № 26" the kindergarten "Poplar", 445021, Russia, Togliatti, Zhylina st., 52.

E-mail: school26@edu.tgl.ru

 

ОБ ЭЛЕКТРОННОМ УЧЕБНИКЕ «ТОЖДЕСТВЕННЫе ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»
ABOUT THE ELECTRONIC TEXTBOOK «IDENTIFIC TRANSFORMATIONS IN THE COURSE OF MATHEMATICS OF THE BASIC SCHOOL»

Ключевые слова: электронный учебник; математические выражения; тождественные преобразование выражений; процесс обучения; основное общее образование.
Keywords: electronic textbook; mathematical expressions; identical expression transformation; learning process; basic General education.

Аннотация. В статье описывается необходимость приобретения школьниками умения выполнять тождественные преобразования выражений на ступени основного общего образования и то, что существующая соответствующая методика требует совершенствования. Одним из путей улучшения которой авторы видят в применении разработанного ими электронного учебника «Тождественные преобразования выражений в курсе математики основной школы», т.к. он обладает более широкими возможностями в сравнении с печатными аналогами за счет аудио- и видеорядов, интерактивности, допустимости самопроверки обучающимися и т.п. Определены и раскрыты риски, которые могут существенно повлиять на применение разработанного электронного учебника, а также комплекс мер по их устранению.
Abstract. The article describes the need for students to acquire the ability to perform identical transformations of expressions at the level of basic general education and the fact that the existing corresponding methodology requires improvement. One of the ways to improve which the authors see in the application of the developed electronic textbook «Identical transformations of expressions in the course of basic school mathematics», since it possesses wider possibilities in comparison with printed analogues due to audio and video series, interactivity, admissibility of self-checking by students, etc. Identified and disclosed risks that can significantly affect the application of the developed electronic textbook, as well as a set of measures to eliminate them.

Борисенко Ирина Владимировна, учитель математики и информатики.
Адрес: МБОУ СОШ №7 г. Ставрополя, 355044, Россия, Ставропольский край, город Ставрополь, проспект Кулакова, дом 23.

E-mail: miss.borisenko-irina2017@yandex.ru

Borisenko Irina Vladimirovna, teacher of mathematics and computer science.
Address: school №7 of Stavropol, 355044, Russia, Stavropol Territory, the city of Stavropol, Kulakov Avenue, Building 23.

E-mail: miss.borisenko-irina2017@yandex.ru

Киричек Ксения Александровна, к. пед. н., доцент кафедры математики и информатики.
Адрес: ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», 355029, Россия, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А».

E-mail: KirichekKA@mail.ru

Kirichek Ksenia Alexandrovna, candidate of pedagogical science, Associate Professor, Department of Mathematics and Computer Science.
Address: GBOU VO «Stavropol state pedagogical Institute», 355029, Russia, Stavropol, Lenin street, 417 «A».

E-mail: KirichekKA@mail.ru

 

ИГРЫ И СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
GAMES AND THE CREATION OF A COMFORTABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES.

Ключевые слова: благоприятный (комфортный) психологический климат; психологический дискомфорт; взаимопомощь; командный дух; профессиональное общение.
Keywords: favorable and comfortable psychological climate; psychological discomfort; mutual aid; team spirit; professional communication.

Аннотация. Данная статья – это попытка автора проанализировать влияние игры как особой формы деятельности студентов неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку на создание благоприятного психологического климата не только непосредственно на занятиях, но и в коллективе студентов.
Abstract.  This article is an attempt to analyze the effect of games as a special form of students’ activity in non-linguistic universities on creating a favorable psychological climate not only directly in a foreign language class but also in a student team.

Демиденко Ольга Петровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков.
Адрес: Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52.
E-mail: olga-demidenko@inbox.ru

Demidenko Olga Petrovna, Senior Lecturer.
Address: Novosibirsk State University of  Economics and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, Kamenskaya St, 52.
E-mail: olga-demidenko@inbox.ru

 

«ОТКРЫТАЯ КОММУНИКАЦИЯ» – КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«OPEN COMMUNICATION»
CULTURAL PRACTICE OF EARLY PEN-CHAIR'S PROROTIENTATION

Ключевые слова: культурная практика; ранняя профориентация; дошкольный возраст; медиаобразование.
Keywords: cultural practice; early career education; preschool age; media education.

Аннотация. В данной статье представлена характеристика культурной практики ранней профориентации детей дошкольного возраста «Открытая коммуникация». Данная культурная практика тесно связана с медиаобразованием детей. В статье классифицированы по разным основаниям доступные для детей дошкольного возраста медиапродукты; описана форма организации культурной практики «Открытая коммуникация» – детская медиа-студия; представлены этапы совместной деятельности педагога и детей в детской медиа-студии.
Abstract. This article presents the characteristics of the cultural practice of early vocational guidance for children of preschool age – «Open Communication». This cultural practice is closely related to children's media education. In the article, media products are classified for various reasons, available for preschool children. Described the form of the organization of cultural practices «Open Communication» – children's media studio. Presents the stages of joint activities of the teacher and children in the children's media studio.

Козлова Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: kuzinaaa@mail.ru

Kozlova Anna Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Social Preschool pedagogy, applied psychology
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya St., 14.
E-mail: kuzinaaa@mail.ru

 

«ТЕХНОЛОГИЯ. ВЕДЕНИЕ ДОМА» КАК АКТУАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
"TECHNOLOGY. KEEPING THE HOUSE" AS A RELEVANT SUBJECT IN THE CONTEMPORARY SCHOOL EDUCATION

Ключевые слова: технология как школьный предмет; технология ведения дома; трудовое обучение школьников; проектная и исследовательская деятельность.
Keywords: technology as a school subject; technology of home management; labor training of schoolchildren; project and research activities.

Аннотация. В статье рассматривается актуальность преподавания предмета «Технология» в современной школе. Автор делает акцент на том, что именно этот предмет даёт учащимся возможность подготовиться к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; способствует развитию широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности; помогает школьникам овладеть общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, необходимыми для жизни в семье, коллективе, современном обществе.
Abstract. The article discusses the relevance of teaching the subject "Technology" in modern school. The author focuses on the fact that this subject gives students the opportunity to prepare for an independent working life in the modern information post-industrial society; promotes the development of a well-educated, cultural, creative and proactive personality; helps students to master the General labor and vital skills and abilities necessary for life in the family, team, modern society.

Кузьмина Надежда Николаевна, учитель технологии первой категории.
Адрес: МБУ «Школа № 66», 445039, Россия, г. о.  Тольятти, ул. Автостроителей, 84.

E-mail: vip.kuzmina.0@mail.ru

Kuzmina Nadezhda Nikolayevna, technology teacher of the first category.
Address: School 66, 445039, Russia, Tolyatti, Avtostroiteley st., 84.

E-mail: vip.kuzmina.0@mail.ru

 

КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ «КОНСТРУКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО
CULTURAL PRACTICE OF EARLY PROFORIENTATION "STRUCTURAL CREATIVITY" IN THE EDUCATIONAL EDUCATIONAL PROCESS

Ключевые слова: культурная практика; конструирование; дизайн-студия.
Keywords: cultural practice; design; design studio.

Аннотация. В статье дается характеристика культурной практики ранней профориентации «Конструктивное творчество»: определение, классификация, перечень профессий, реализуемые в культурной практике ранней профориентации «Конструктивное творчество».
Abstract. The article describes the cultural practice of early vocational guidance "Constructive creativity": definition, classification, list of professions implemented in the cultural practice of early vocational guidance "Constructive creativity".

Сидякина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: lk2890@mail.ru

Sidyakina Elena Anatol'yevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14.

E-mail: lk2890@mail.ru

Лапина Наталья Геннадьевна, заведующий.
Адрес: МБУ детский сад № 76 «Куколка», 445017, Самарская область, г. Тольятти, ул. Победы, 76.

E-mail: Chgard76@edu.tgl.ru

Lapina Natalia Gennadievna, Head.
Address: Kindergarten 76 "Pupa" Tolyatti, 445017, Samara Region, Togliatti, Pobedy St., 76.

E-mail: Chgard76@edu.tgl.ru

Лысакова Инна Степановна, заместитель заведующего.
Адрес: МБУ детский сад № 76 «Куколка», 445017, Самарская область, г. Тольятти, ул. Победы, 76.

E-mail: Chgard76@edu.tgl.ru

Lysakova Inna Stepanovna, deputy head.
Address: Kindergarten 76 "Pupa" Tolyatti, 445017, Samara Region, Togliatti, Pobedy St., 76.

E-mail: Chgard76@edu.tgl.ru

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
EFFICIENT APPROACHES TO IMPROVING ORFOGRAPHIC LITERACY IN YOUNGER SCHOOLBOYS

Ключевые слова: орфографическая грамотность; орфограмма; орфографическая зоркость; зрительное, слуховое, артикуляционное и моторное восприятия; орфографическое чтение.
Keywords: spelling literacy; spelling; spelling vigilance; visual, auditory, articulatory and motor perceptions; spelling reading.

Аннотация. В статье рассматриваются основные приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников. Процесс формирования орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста долгий и трудоёмкий. Учителю начальной школы необходимо с первых дней обучения приступать к формированию орфографической зоркости учащихся. Существует большое количество различных приёмов и способов, помогающих формированию орфографической зоркости у детей. Систематичность –  главное условие успеха в этой работе.
Abstract. The article discusses the main methods of forming spelling vigilance among younger students. The process of forming spelling vigilance in children of primary school age is long and time consuming. The elementary school teacher needs, from the first days of schooling, to start forming the spelling vigilance of students. There are a large number of different techniques and methods that help the formation of spelling vigilance in children. Systematic – the main condition for success in this work.

Солонцова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов первой категории.
Адрес: МБУ «Школа № 66», 445039, Россия, г. о.  Тольятти, ул. Автостроителей, 84.

E-mail: ulaeva.elena2013@yandex.ru

Solontsova Nadezhda Anatolievna, primary school teacher of the first category.
Address: School 66, 445039, Russia, Tolyatti, Avtostroiteley st., 84.

E-mail: ulaeva.elena2013@yandex.ru

 

МИР ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
THE WORLD OF ART, CULTURE AND CREATIVITY IN THE PROCESS OF TRAINING AND EDUCATION OF YOUNGER STUDENTS

Ключевые слова: образование; воспитание; искусство; культура; творчество; всестороннее развитие ребёнка.
Keywords: education; education; art; culture; creation; comprehensive development of the child.

Аннотация. В статье рассматривается процесс всестороннего развития младших школьников посредством искусства, культуры и творчества. По мнению автора, мир искусства, культуры и творчества является наиболее действенным способом воздействия на духовно-нравственный мир ребёнка. В статье приводятся результаты воспитательной работы, показывающие степень влияния искусства на формирование внутреннего мира учеников. В работе автором обоснована необходимость формирования у младших школьников эстетической культуры.
Abstract. The article deals with the process of comprehensive development of younger schoolchildren through art, culture and creativity. According to the author, the world of art, culture and creativity is the most effective way to influence the spiritual and moral world of a child. The article presents the results of educational work, showing the degree of influence of art on the formation of the inner world of students. The author substantiates the need to form an aesthetic culture among younger students.

Ставинская Валентина Викентьевна, учитель начальных классов первой категории.
Адрес: МБУ «Школа № 66», 445039, Россия, г. о.  Тольятти, ул. Автостроителей, 84.

E-mail: stavinskaya.valentina@yandex.ru

Stavinskaya Valentina Vikentievna, primary school teacher of the first category.
Address: School 66, 445039, Russia, Tolyatti, Avtostroiteley st., 84.

E-mail: stavinskaya.valentina@yandex.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
FORMATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание; творческая направленность; творческая деятельность; общение; эстетическое образование.
Keywords: Keywords: artistic and aesthetic education; creative focus; creative activity; communication; aesthetic education.

Аннотация. Художественно-эстетическое воспитание в дошкольном учреждении – важнейшая сторона процесса воспитания растущего человека. Задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у личности художественной и эстетической потребности, в структуре которой можно выделить такие характеристики, как широта художественно-эстетической потребности, качество художественно-эстетической потребности, активная творческая деятельность. Источниками художественно-эстетического воспитания у дошкольников являются: красота природы, красота быта, красота общения и красота труда.
Abstract. Art and aesthetic education in preschool is the most important aspect of the process of educating a growing person. The task of artistic and aesthetic education is the formation of the artistic and aesthetic needs of the individual, in whose structure one can distinguish such characteristics as the breadth of artistic and aesthetic needs, the quality of artistic and aesthetic needs, active creative activity. Sources of artistic and aesthetic education among preschoolers are: the beauty of nature, the beauty of life, the beauty of communication and the beauty of work.

Ценёва Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.

E-mail: marina.tseneva@yandex.ru

Tseneva Marina Anatolievna, senior lecturer of the Department of Preschool pedagogy, applied psychology.
Address: Togliatti state University, 445020, Russia, Samara region, Tolyatti, Belorusskaya St., 14.

E-mail: marina.tseneva@yandex.ru

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННЫХ ВРАЧЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MILITARY DOCTORS WITH DIFFERENT TYPES OF BEHAVIOR IN CONFLICT

Ключевые слова: военный врач; поведение в конфликте; акцентуация; эмпатия.
Keywords: military doctor; behavior in conflict; accentuation; empathy.

Аннотация. В статье изучаются психологические особенности военных врачей с различным типом поведения в конфликте. Военные врачи наиболее склонны реализовывать в конфликтных ситуациях стратегии сотрудничества и компромисса. У врачей, склонных к сотрудничеству в конфликте, в основном не отмечаются акцентуации, кроме как по шкалам тревожности и экзальтированности, в то же время у обследованных, склонных к реализации стратегии компромисса, отмечались акцентуации по ряду шкал (гипертимной, застревающей, педантичной, циклотимной, демонстративной и возбудимой). Для военных врачей с сотрудничающим стилем поведения в конфликтной ситуации характерен более высокий уровень эмпатических способностей.
Abstract. The article examines the personal characteristics of military doctors with different types of behavior in a conflict. Military doctors are most likely to implement strategies of cooperation and compromise in conflict situations. Doctors who are inclined to cooperate in the conflict, generally have no accentuation, except on anxiety and exaltation scales, while at the same time, those surveyed who are inclined to implement a compromise strategy noted accentuation on a number of scales (hyperthymic, stuck, pedantic, cyclotypic, demonstrative and excitable). For military doctors with a cooperative style of behavior in a conflict situation, a higher level of empathic abilities is characteristic.

Кобрянова Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, научный сотрудник НИО (медико-психологического сопровождения).
Адрес: Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6.

E-mail: irvikobr@yandex.ru

Kobryanova Irina Viktorovna, Candidate of Psychological Sciences, Researcher of Scientific Research Institute (medical and psychological support).
Address: Military Medical Academy, 194044, St. Petersburg, st. Academician Lebedev, 6.

E-mail: irvikobr@yandex.ru

Хасанова Елизавета Владиславовна, курсант 6 курса.
Адрес: Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6.

E-mail: ArtRiHas@yandex.ru

Khasanova Elizaveta Vladislavovna, 6th year cadet.
Address: Military Medical Academy, 194044, St. Petersburg, st. Academician Lebedev, 6.

E-mail: ArtRiHas@yandex.ru

Хасанов Артур Ришатович, курсант 6 курса.
Адрес: Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6.

E-mail: ArtRiHas@yandex.ru

Khasanov Artur Rishatovich, 6th year cadet.
Address: Military Medical Academy, 194044, St. Petersburg, st. Academician Lebedev, 6.

E-mail: ArtRiHas@yandex.ru

 

ПСИХОЛОГО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕРИЙНОГО УБИЙЦЫ
PSYCHOLOGICAL-CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE SERIAL KILLER

Ключевые слова: психологический портрет; серийный убийца; сексуальные депривации; индивидуально-психологические особенности; особенности преступного поведения.
Keywords:
psychological profile; Serial killer; sexual deprivation; individual psychological characteristics; features of criminal behavior.

Аннотация. В данной статье рассматривается общая психолого-криминалистическая характеристика серийного убийцы. Выделены различные категории признаков серийного убийцы на основе контент-анализа науных литературных источников. Составлен общий психологический портрет серийного убийцы.
Abstract. This article discusses the general psychological-criminological characteristics of a serial killer. Different categories of signs of a serial killer are identified based on the content analysis of scientific literature. Compiled a general psychological profile of a serial killer.

Моисеев Артем Валерьевич, преподаватель.
Адрес: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 248023, Россия, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26.

E-mail: sudebnij.expert.kaluga@gmail.com

Moiseev Artem Valerevich, lecturer.
Address: Kaluga State University named after Tsiolkovsky, 248023, Russia, Kaluga, Stepan Razin Street, 26.

E-mail: sudebnij.expert.kaluga@gmail.com

Акимкина Анна Андреевна, студент.
Адрес: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 248023, Россия, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26.

E-mail: akimkina7669@gmail.com

Akimkina Anna Andreevna, student.
Address: Kaluga State University named after Tsiolkovsky, 248023, Russia, Kaluga, Stepan Razin Street, 26.

E-mail: akimkina7669@gmail.com

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF A UNIVERSITY TEACHER

Ключевые слова: профессиональная коммуникация; личностные качества преподавателей вузов; психологические свойства преподавателей вузов; профессионально важные качества.
Keywords: professional communication; personal qualities of University teachers; psychological properties of University teachers; professionally important qualities.

Аннотация. В статье рассмотрены результаты теоретического исследования эффективных психологических качеств преподавателей вузов.
Abstract. The article discusses the results of a theoretical study of the effective psychological qualities of a university teachers.

Некрасова Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.

E-mail: Ekaterina0782@mail.ru

Nekrasova Ekaterina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, assistant professor
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.

E-mail: Ekaterina0782@mail.ru

 

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
THE MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REGULATION OF PSYCHOEMOTIONAL STATES OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

Ключевые слова: модель психолого-педагогических условий; регуляция; ценностное отношение к здоровью; психоэмоциональные состояния; студенты вуза.
Keywords: model of psychological and pedagogical conditions; regulation; valued attitude to the health;  psychoemotional states; higher school students.

Аннотация. Статья посвящена итогам исследовательской работы по проблеме разработки психолого-педагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза.
Abstract. This article is dedicated to the results of a research project under the problem of the development of psychological and pedagogical conditions of regulation of psychoemotional states of higher school students.

Плотникова Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.

E-mail: Plotnykova.psuchology@gmail.com

Plotnykova Tatiana Urievna, candidate of psychological sciences, associate professor.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: Plotnykova.psuchology@gmail.com

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILIES OF PUPILS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников; взаимодействие педагога-психолога с семьей дошкольника; психологическая служба в ДОО.
Keywords: psychological and pedagogical support of families of pupils; interaction of the teacher psychologist with a family of the preschool child; psychological service in the preschool educational organization.

Аннотация. В статье даётся характеристика психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений: цель и задачи взаимодействия с семьёй, основные формы и направления работы.
Abstract. The article describes the psychological and pedagogical support of families of pupils of preschool educational institutions: the purpose and objectives of interaction with the family, the main forms and directions of work.

Тарасова Ольга Владимировна, воспитатель 1-й квалификационной категории.
Адрес: Детский сад №150 «Брусничка» АНО ДО «Планета детства «Лада», 445000, Самарская область, г. Тольятти, ул. Жукова, 21.

E-mail: tarasovaolga.1985@mail.ru

Tarasova Olga Vladimirovna, teacher of the 1st qualification category.
Address:  Kindergarten 150 "Cowberry" of "Planet of childhood "Lada", 445000, Samara region, Togliatti, Zhukova st., 21.

E-mail: tarasovaolga.1985@mail.ru

Фёдорова Светлана Николаевна, воспитатель 1-й квалификационной категории.
Адрес: Детский сад №150 «Брусничка» АНО ДО «Планета детства «Лада», 445000, Самарская область, г. Тольятти, ул. Жукова, 21.

E-mail: tarasovaolga.1985@mail.ru

Fedorova Svetlana Nikolaevna, teacher of the 1st qualification category.
Address:  Kindergarten 150 "Cowberry" of "Planet of childhood "Lada", 445000, Samara region, Togliatti, Zhukova st., 21.

E-mail: tarasovaolga.1985@mail.ru

Мурдасилова Найля Касымовна , воспитатель 1-й квалификационной категории.
Адрес: Детский сад №150 «Брусничка» АНО ДО «Планета детства «Лада», 445000, Самарская область, г. Тольятти, ул. Жукова, 21.

E-mail: tarasovaolga.1985@mail.ru

Murdasilova Naila Kasymovna, teacher of the 1st qualification category.
Address:  Kindergarten 150 "Cowberry" of "Planet of childhood "Lada", 445000, Samara region, Togliatti, Zhukova st., 21.

E-mail: tarasovaolga.1985@mail.ru

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ ГРУПП ПРОФЕССИЙ, ПОСТРОЕННЫЕ МЕТОДОМ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
NEUROPSYCHOLOGICAL PROFILES OF PROFESSIONAL GROUPS CREATED BY THE EXPERT EVALUATIONS METHOD

Ключевые слова: нейропсихологический подход в профориентации; профессиограмма; нейропсихологические характеристики; высшие психические функции.
Keywords: neuropsychological approach in career guidance; professiogram; neuropsychological characteristics; higher mental functions.

Аннотация. В статье приводятся результаты построения нейропсихологических профилей двадцати четырех групп профессий. Эти профили отражают востребованность четырнадцати основных нейропсихологических характеристик для успеха в соответствующих профессиях. Экспертные оценки могут быть сведены к четырем латентным измерениям: «Слухоречевые функции», «Зрительно-пространственные функции», «Сенсомоторное развитие», «Произвольная регуляция».
Abstract. This article presents the results of creating the neuropsychological profiles of 24 groups of professions. These profiles demonstrate the demand on 14 basic neuropsychological characteristics for success in relevant professional activities. Expert evaluations can be reduced to 4 factors: “Hearing and speech functions”, “Visual-spatial functions”, “Sensorimotor development”, “Executive functions”.

Хохлов Никита Александрович, кандидат психологических наук, руководитель сектора нейропсихологии, психолог-разработчик научно-методического отдела.
Адрес: Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», 121170, Россия, г. Москва, Кутузовский проспект, д. 36, стр. 3, оф. 305.

E-mail: nkhokhlov@psychmsu.ru

Khokhlov Nikita Aleksandrovich, PhD in Psychological Sciences, head of the Neuropsychology Sector, developer psychologist at the Scientific and Methodical Department.
Address: Centre for Testing and Development “Humanitarian Technologies”, 121170, Russia, Moscow, Kutuzovsky Avenue, 36/3, of. 305.

E-mail: nkhokhlov@psychmsu.ru

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE PROBLEM OF SUBJECTIVE WELL-BEING

Ключевые слова: личность; субъективное благополучие; психологическое благополучие; удовлетворенность жизнью.
Keywords: personality; subjective well-being; psychological well-being; satisfaction with life.

Аннотация. Современное общество претерпевает радикальные перемены практически во всех сферах, что не может не отразиться на возникновении совершенно новых социально-психологических проблем в различных областях жизни. Происходящие в социуме изменения накладывают свой отпечаток и имеют серьезное влияние на все возрастные категории, что неизменно сказывается на благополучии человека. Поэтому сегодня проявляется огромный интерес среди исследователей различных направлений к феномену субъективного благополучия. В данной статье рассмотрены актуальные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия личности в психологических исследованиях.
Abstract. In modern society, the social situation is undergoing radical changes in almost all its spheres, which could not but reflect on the emergence of completely new socio-psychological problems in various areas of life. The changes taking place in society leave their mark and have a serious impact on all age categories, which invariably affects the well-being of a person. Therefore, today there is a great interest among researchers of various directions to the phenomenon of subjective well-being. This article discusses current theoretical approaches to the study of the subjective well-being of the individual in psychological research.

Шорина Кристина Вячеславовна, магистрант.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.

E-mail: Klyukina_1988@mail.ru

Shorina Kristina Vyacheslavovna, undergraduate.
Address: Togliatti State University, 445020, Tolyatti, ul. Belorusskaya, 14.

E-mail: Klyukina_1988@mail.ru

 

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
COMPUTER SUPPORT SOCIOLOGICAL RESEARCH

Ключевые слова: анализ данных; информационные технологии; статистическая обработка данных; социологические исследования.
Keywords: data analysis; information technology; statistical data processing; sociological research.

Аннотация. Статья посвящена анализу компьютерных методов измерения и анализа данных в прикладной социологии. Приведено описание перспективных компьютерных технологий, обоснована целесообразность их применения на разных этапах социологического исследования. Сформулированы основные проблемы, которые возникают в процессе изучения общественных процессов, связанные с недостаточным уровнем технической подготовки исследователей в области компьютерных и математических методов.
Abstract. The article is devoted to the analysis of computer methods of data measurement and analysis in applied sociology. The description of perspective computer technologies is given, expediency of their application at different stages of sociological research is proved. The main problems that arise in the process of studying social processes associated with the lack of technical training of researchers in the field of computer and mathematical methods are formulated.

Бочарова Татьяна Александровна, доцент кафедры «Информатика».
Адрес: Тихоокеанский государственный университет, 680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

E-mail: kitaal@yandex.ru

Bocharova Tatiana Aleksandrovna, Associate Professor of Department of «Informatics».
Address: Pacific national University, 680032, Russia, Khabarovsk, street Pacific, 136.
E-mail: kitaal@yandex.ru

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА: ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ И АКТУАЛЬНОСТИ
SOCIAL PROBLEMS OF SOCIETY: EVALUATION OF SIGNIFICANCE AND ACTUALITY

Ключевые слова: социальные проблемы; общество; социальные сферы.
Keywords: social problems; society; social areas.

Аннотация. В статье приводятся результаты социологического исследования, которые показывают оценку произошедших за последние три года изменений в таких сферах, как здравоохранение, образование, культура, социальное обслуживание и физкультура и спорт. С применением пятибалльной шкалы строится рейтинг по качеству услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.
Abstract. This article presents the results of a sociological study that demonstrate the population’s assessment of various social problems of society in terms of their relevance and functioning of the social sphere. An assessment of changes is demonstrated in areas such as health, education, culture, social services and physical education and sports.

Махиянова Алина Владимировна, доктор социологических наук, доцент.
Адрес: Казанский государственный энергетический университет, 420066, г. Казань, ул. Красносельская, 51.

Центр перспективных экономических исследований Академии наук РТ г. Казань, ул. Островского, 23.
E-mail: socavm@rambler.ru

Makhiyanova Alina Vladimirovna, Doctor of Sociology, Associate Professor.
Address: Kazan State Power Engineering University, 420066, Kazan, ul. Krasnoselskaya, 51.

Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, ul. Ostrovsky, 23.
E-mail: socavm@rambler.ru

 

ДИНАМИКА ЗАБАСТОВОЧНОЙ АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
DYNAMICS OF STRIKE ACTIVITY IN MODERN RUSSIA

Ключевые слова: забастовка; забастовочная активность; трудовой конфликт; трудовая забастовка; права работника.
Keywords: strike; strike activity; labor dispute; labor strike; employee rights.

Аннотация. В данной статье представлен анализ забастовочной активности в России с 1990 по 2018 гг. Выделены основные пики забастовочной активности. Раскрыты основные причины забастовочной активности в разные периоды времени. Проанализированы результаты исследований ВЦИОМ, проводимых с целью выявления мнения россиян о забастовках. Сделан прогноз, касающийся уровня забастовочной активности.
Abstract. This article presents an analysis of strike activity in Russia from 1990 to 2018. The main peaks of strike activity are highlighted. Revealed the main causes of strike activity in different periods of time. Analyzed the results of the VCIOM study, conducted in order to identify the views of Russians on strikes. A forecast has been made regarding the level of strike activity.

Рылов Дмитрий Алексеевич, магистрант кафедры «Социология и политология».
Адрес: Пермский национальный исследовательский университет, 614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29.
E-mail: rylov5991@mail.ru

Rylov Dmitry Alekseevich, graduate student of Sociology and political science department.
Address: Perm National Research University, 614990, Russia, Perm, Komsomolsky Avenu, 29.

E-mail: rylov5991@mail.ru

 

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
DEVELOPMENT OF SOCIAL SPHERE (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

Ключевые слова: социальная сфера; здравоохранение; образование; культура; социальное обслуживание; физкультура и спорт.
Keywords: social sphere; health care; education; culture; social services; physical culture and sport.

Аннотация. В статье приводятся результаты социологического исследования, которые показывают оценку произошедших за последние три года изменений в таких сферах, как здравоохранение, образование, культура, социальное обслуживание и физкультура и спорт. С применением пятибалльной шкалы строится рейтинг по качеству услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.Abstract. The article presents the results of a sociological study that show an assessment of the changes that have taken place in the last three years in such areas as health care, education, culture, social services and physical education and sports. Using a five-point scale, a rating is constructed for the quality of services provided by government data (municipal) institutions.

Хузиева Эльмира Фарраховна, кандидат социологических наук, доцент.
Адрес: Казанский государственный энергетический университет, 420066, Россия, г. Казань, ул. Красносельская, 51.

E-mail: huzievaef@mail.ru

Khuzieva Elmira Farrakhovna, Candidate of Sociology, Associate Professor
Address: Kazan State Power Engineering University, 420066, Russia, Kazan, Krasnoselskaya st., 51.
E-mail: huzievaef@mail.ru

 

 

 

 

Image: