Научное отражение № 2 (12)_2018

 

 

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНЫХ МОДЕЛЕЙ
DEVELOPMENT OF CHILDREN 5-6 YEARS OF MUSICAL PERCEPTION BY MEANS OF VISUAL MODELS

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание детей 5–6 лет; развитие музыкального восприятия у детей 5–6 лет; моделирование в музыкальном развитии дошкольников; наглядные модели.
Keywords: artistic and aesthetic education of children 5-6 years; the development of musical perception in children 5-6 years; modeling in the musical development of preschoolers; visual models.

Аннотация.  Статья посвящена проблеме развития музыкального восприятия у детей 5–6 лет посредством наглядных моделей.
Введение ФГОС ДО требует обновления содержания, а также поиска новых технологий реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», в том числе в части развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста. В качестве активного игрового метода, применяемого в дошкольной практике для развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста, все чаще  используется наглядное моделирование.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития музыкального восприятия у детей 5–6 лет посредством наглядных моделей.

Abstract. The article is devoted to the problem of development of musical perception in children of 5-6 years by means of visual models.
The introduction of  FGOS DO requires updating the content, as well as searching for new technologies for the implementation of the educational field "Artistic and aesthetic development," including in the development of musical perception of preschool children. One of the most active gaming methods used in preschool practice to develop the musicality of children of the senior preschool age has become increasingly visual modeling.
The purpose of the study is to theoretically substantiate and experimentally test the possibility of developing musical perception in children of 5-6 years by means of visual models.

Коронец Тамара Александровна, музыкальный руководитель.
Адрес: Детский сад № 127 «Гуси-лебеди» АНО ДО «Планета детства «Лада», 445036, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 15.
E-mail: Vanilla663@yandex.ru

Koronets Tamara Aleksandrovna, musical director.
Address: Kindergarten № 127 "Geese-swans" of the Planet of Childhood "Lada", 445036, Russia, Samara Region, Togliatti, Yubileynaya st., 15.
Email: Vanilla663@yandex.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE FORMATION OF THE ETHICAL SKILLS OF BACHELORS IN PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL EDUCATION

Ключевые слова: этические умения; студенты бакалавриата; психолого-педагогическое образование; высшая школа.
Keywords: professional ethical norms, bachelor's training, psycho-pedagogical education, higher education.

Аннотация. Статья о проблемах профессиональной этики в работе педагога-психолога и необходимости их освещения на этапе обучения. Профессиональные требования к специалисту образования очень строги и отличаются от общепринятых этических норм, поэтому необходимо говорить о специфике профессиональной этики. Современное высшее образование психолого-педагогического спектра рассматривает формирование этических представлений студента в рамках компетентностного подхода в связи с необходимостью формирования определенного набора компетенций.
Abstract. This article about the problems of professional ethics in the work of the teacher-psychologist and about  its coverage's need at the stage of training. The professional requirements for an education specialist are very exact and differ from the generally accepted ethical norms, so it is necessary to talk about the specificity of professional ethics. Modern higher education of the psychological and pedagogical spectrum is considering the ethical views of the student in the framework of the competence approach and we need to form a certain set of competencies.

Мирзоева Шахноз Худододовна, студент магистратуры.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: Shaxnoz.mirzoeva.95@mail.ru

Mirzoyeva Shakhnoz Khudododovna, graduate student.
Address: Tolyatti State University, 445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya street, 14.
E-mail: Shaxnoz.mirzoeva.95@mail.ru

 

КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
BOOK ILLUSTRATION AS A MEANS OF DEVELOPING PERCEPTION AND UNDERSTANDING OF THE ARTWORK IN PRE-SCHOOL AGE

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников; эмоционально-образное развитие старших дошкольников; речевое развитие дошкольников; особенности восприятия и понимания художественной литературы детьми 6–7 лет; книжная иллюстрация.
Keywords: artistic and aesthetic education of senior preschool children; emotional and figurative development of senior preschool children; speech development of preschool children; features of perception and understanding of fiction children 6-7 years; book illustration.

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития у детей 6–7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной иллюстрации.
Цель исследования – экспериментально доказать возможность развития у детей 6–7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной иллюстрации.
Abstract. The article is devoted to the problem of development of perception and understanding of a work of art by means of book illustration in children aged 6-7 years.
The aim of the research is to prove experimentally the possibility of development of perception and understanding of a work of art by means of book illustration in children aged 6-7 years.

Ошкина Алла Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: allaoshkina@yandex.ru

Oshkina Alla Anatolevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Preschool pedagogy and psychology».
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belarusian st., 14.
E-mail: allaoshkina@yandex.ru

Пономарева Татьяна Юрьевна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение МБУ «Школа № 89» Детский сад «Радужка»,  445042, РФ, Самарская область, г.Тольятти, пр-т Степана Разина, 13
E-mail: estetka.89@mail.ru

Ponomarova Tatyana Yurievna, teacher.
Address: Structural unit of School № 89 Kindergarten "Raduzhka", 445042, Russia, Samara region, Togliatti, Stepan Razin avenue, 13.
E-mail: estetka.89@mail.ru

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ МОРДОВСКОГО НАРОДА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
LITERATURE AND FOLKLORE AS A MEANS OF FORMING VIEWS OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN ABOUT THE CULTURE OF THE MORDOVIAN PEOPLE

Ключевые слова: этническое воспитание старших дошкольников; развитие толерантности у дошкольников; культура мордовского народа; художественная литература мордовского народа; мордовский фольклор.
Keywords: ethnic education of senior preschool children; development of tolerance among preschool children; culture of Mordovian people; literature of Mordovian people; Mordovian folklore.

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования у детей 6–7 лет представлений о культуре мордовского народа посредством изучения с ними мордовской художественной литературы и фольклора.
Abstract. The article is devoted to the problem of formation in children of 6-7 years of ideas about the culture of the Mordovian people through the study of Mordovian literature and folklore with them.

Пономарева Татьяна Юрьевна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение МБУ «Школа № 89» Детский сад «Радужка»,  445042, РФ, Самарская область, г.Тольятти, пр-т Степана Разина, 13
E-mail: estetka.89@mail.ru

Ponomarova Tatyana Yurievna, teacher.
Address: Structural unit of School № 89 Kindergarten "Raduzhka", 445042, Russia, Samara region, Togliatti, Stepan Razin avenue, 13.
E-mail: estetka.89@mail.ru

Алюханова Елена Михайловна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение МБУ «Школа № 89» Детский сад «Радужка»,  445042, РФ, Самарская область, г.Тольятти, пр-т Степана Разина, 13
E-mail: estetka.89@mail.ru

Alukhanova Elena Mikhailovna, teacher.
Address: Structural unit of School № 89 Kindergarten "Raduzhka", 445042, Russia, Samara region, Togliatti, Stepan Razin avenue, 13.
E-mail: estetka.89@mail.ru

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
DETERMINATION OF LEVELS OF PARENTAL COMPETENCE FORMATION IN THE FAMILY EDUCATION PROCESS AT THE STAGE OF THE CONSTITUTIONAL EXPERIMENT

Ключевые слова: семейное образование; альтернативное образование; качество образования; констатирующий эксперимент; уровень готовности родителей.
Keywords: family education; alternative education; the quality of education; ascertaining experiment; parental preparedness level.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема готовности родителей к осуществлению  обучения детей вне учебных учреждений в форме семейного образования.
Abstract. This article examines the problem of parents' readiness to teach children outside of educational institutions in the form of family education.

Стрелковских Елена Владимировна, магистрант.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г.о. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: penochka2009@rambler.ru

Strelkovsky Elena Vladimirovna, graduate student.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: penochka2009@rambler.ru

Клочкова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г.о. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: penochka2009@rambler.ru

Klochkova Galina Mikhailovna, associate professor of "Preschool Pedagogy and Psychology".
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: penochka2009@rambler.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА
FORMATION OF THE REHABILITATION AND EDUCATIONAL SPACE AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Ключевые слова: воспитание; реабилитационно-воспитательное пространство; компоненты реабилитационно-воспитательного пространства; системный подход; социально-педагогическая проблема.
Keywords: education; rehabilitation and educational space; components of rehabilitation and educational space; systems approach; social and pedagogical problem.

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование реабилитационно-воспитательного пространства как социально-педагогическая проблема. На основе анализа научной литературы определены основные аспекты его формирования, выделены основные компоненты и их содержание.
Abstract. In this article the problem of formation of rehabilitation and educational space is considered as a social and pedagogical problem. Based on the analysis of the scientific literature, the main aspects of its formation are analyzed, the main components and their content are identified.

Суслова Елена Владимировна, заместитель директора по  социально-воспитательной работе.
Адрес: Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин», 445051, Россия, г. Тольятти, ул. Маршала Жукова, д. 20.
E-mail: syslova@inbox.ru

Suslova Elena Vladimirovna, Deputy Director for Social and Educational Work.
Address: Togliatti social shelter for children and adolescents "Dolphin", 445051, Russia, Togliatti, Marshal Zhukov Street, 20.
E-mail: syslova@inbox.ru

Огородникова Екатерина Павловна, методист.
Адрес: Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин», 445051, Россия, г. Тольятти, ул. Маршала Жукова, д. 20.
E-mail: provehito-in-altum@mail.ru

Ogorodnikova Ekaterina Pavlovna, teaching methods expert.
Address: Togliatti social shelter for children and adolescents "Dolphin", 445051, Russia, Togliatti, Marshal Zhukov Street, 20.
E-mail: provehito-in-altum@mail.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
FORMATION OF HARDINESS BY METHODS OF PHYSICAL EDUCATION IN PERSONS WITH DISABILITY

Ключевые слова: студенты с ОВЗ и инвалидностью; жизнестойкость; релаксация; правильное питание; физические упражнения/
Keywords: students and disability; vitality; relaxation; proper nutrition; physical exercises.

Аннотация. В статье рассматривается третий этап «Тренинга жизнестойкости» Мадди С., направленный на развитие физических возможностей и навыков ведения здорового образа жизни у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Abstract. In the article the third stage of "Training of hardiness" Maddi Salvatore R., aimed at developing physical abilities and habits of healthy lifestyles in students with disabilities, is considered.

Михальчи Екатерина Владимировна, старший преподаватель.
Адрес: Институт бизнеса и делового администрирования ФБГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 119571, Россия, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 82.
E-mail: missi-ice@rambler.ru

Михальчи Елена Евгеньевна, младший научный сотрудник.
Адрес: Научно-исследовательский центр Военной Академии Генерального Штаба, 199571, Россия, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 100.
E-mail: mihalchi@ibs-m.ru

Mikhalchi Ekaterina Vladimirovna, lecture.
Address: Institute of Business of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration , 119571, Russia, Moscow, Vernadskogo avenue, 82.
E-mail: missi-ice@rambler.ru

Mikhalchi Elena Evgenevna, junior researcher.
Address: Research Center of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, 119571, Russia, Moscow, Vernadskogo avenue, 100.
E-mail: mihalchi@ibs-m.ru

 

К ВОПРОСУ О ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРСА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ УЧЕБНОГО СТРЕССА
THE QUESTION OF PHYSIOLOGICAL PRECONDITIONS PERSON AS A RESOURCE OF COPING BEHAVIOR IN SITUATIONS OF ACADEMIC STRESS

Ключевые слова: совладающее поведение; копинг-стратегии; ресурс; стресс; устойчивость нервной системы.
Keywords:
coping behavior; coping strategies; resource; stress; nervous system stability.

Аннотация. В данной статье рассматриваются физиологические предпосылки личности как разновидность внутреннего ресурса совладающего поведения студентов-психологов. Представлены результаты эмпирического исследования различий предпочитаемых копинг-стратегий студентами-психологами с разным типом устойчивости нервной системы.
Abstract. This article deals with the physiological preconditions person as a kind of internal resource of coping behavior of students-psychologists. The results of an empirical study of the differences of preferred coping strategies by psychology students with different types of nervous system stability.

Моисеев Артем Валерьевич, преподаватель.
Адрес: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 248023, Россия, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26.
E-mail: sudebnij.expert.kaluga@gmail.com

Moiseev Artem Valerevich, lecturer
Address: Kaluga State University named after Tsiolkovsky, 248023, Russia, Kaluga, Stepan Razin Street, 26.
E-mail: sudebnij.expert.kaluga@gmail.com

Трошин Кирилл Андреевич, студент.
Адрес: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 248023, Россия, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26.
E-mail: troshin.kirill@inbox.ru

Troshin Kirill Andreevich, student.
Address: Kaluga State University named after Tsiolkovsky, 248023, Russia, Kaluga, Stepan Razin Street, 26.
E-mail: troshin.kirill@inbox.ru

 

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
BASICS OF PSYCHOLOGY OF OFFICIAL ACTIVITY IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL POLICY

Ключевые слова: психология служебной деятельности; область знаний; высшее образование; образовательная политика; учебная дисциплина; формирование компетенций; образовательные стандарты.
Keywords: psychology of official activity; field of knowledge; higher education; educational policy; academic discipline; formation of competences; educational standards.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема разработки психологии служебной деятельности как учебной дисциплины с целью обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки специалистов для правоохранительных органов.
Abstract. This article examines the problem of developing the psychology of official activity as an academic discipline in order to ensure a high level of professional training for law enforcement personnel.

Моисеева Ирина Геннадьевна, кандидат психологических наук.
Адрес: Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, 248023, Россия, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26.
E-mail: iri25100@yandex.ru

Moiseeva Irina Gennadjevna, PhD in Psychological sciences.
Address: Kaluga State University named after Tsiolkovsky, 248023, Russia, Kaluga, Stepan Razin Street, 26.
E-mail: iri25100@yandex.ru

 

ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ У ЖЕНЩИН В ПЕРВОМ И ТРЕТЬЕМ ТРИМЕСТРАХ БЕРЕМЕННОСТИ
STUDY OF ALERT AND DEPRESSION IN WOMEN IN THE FIRST AND THIRD PREGNANCY TRIMESTERS

Ключевые слова: перинатальная психология; беременность; изменение психического состояния; депрессия; влияние депрессии на течение беременности и качество жизни; тревожность; влияние тревожности на течение беременности.
Keywords: perinatal psychology; pregnancy; change in mental state; depression; the effect of depression on the course of pregnancy and the quality of life; anxiety; the effect of anxiety on the course of pregnancy.

Аннотация. В данной статье рассматривается характер влияния повышенного уровня тревожности и депрессии на течение и исход беременности. Представлены результаты исследования изменения уровня этих показателей у женщин в первом и третьем триместрах беременности, где было выявлено достоверное различие.
Abstract. In this article, the nature of the effect of an increased level of anxiety and depression on the course and outcome of pregnancy is examined. The results of a study of the change in the level of these indicators in women in the first and third trimesters of pregnancy, where a significant difference was revealed.

Чапала Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: Klini.tat@yandex.ru

Chapala Tatyana Vladimirovna, candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: Klini.tat@yandex.ru

Четверикова Евгения Михайловна, студентка.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: Jenechek.03@mail.ru

Chetverikova Evgenia Mikhailovna, student.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: Jenechek.03@mail.ru

 

ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕНЕГО МАТЕРИНСТВА
CONCEPT, CAUSES AND CONSEQUENCES UNDERCOME MOTHERHOOD

Ключевые слова: несовершеннолетнее материнство; несовершеннолетняя мать; материнство; детство; проблемы; причины психосоциальных расстройств; причины раннего деторождения.
Keywords: underage maternity; underage mother; motherhood; childhood; Problems; the causes of psychosocial disorders; causes of early childbearing.

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся в подавляющем большинстве у несовершеннолетних матерей, которые в силу определенных обстоятельств родили или готовятся родить ребенка в возрасте до 18 лет. Также в контексте данной статьи автором были рассмотрены комплексы социальных противоречий, сферы жизнедеятельности общества, включенные в проблемы несовершеннолетних матерей, а также непосредственно произведен анализ проблем несовершеннолетних матерей и представлены основные выводы по рассмотренным аспектам.
Abstract. This article deals with the main problems encountered in the overwhelming majority of underage mothers who, due to certain circumstances, gave birth or are preparing to give birth to a child under the age of 18. Also, in the context of this article, the author examined the complexes of social contradictions, the spheres of society's life, included in the problems of underage mothers, and, directly, the analysis of the problems of underage mothers and presents the main conclusions on the aspects examined.

Савченко Иван Сергеевич, студент.
Адрес: Амурский государственный университет, 675000, Россия, г. Благовещенск, ул. Новотроицкое шоссе, 21.
E-mail: mr.sam.fisher@bk.ru

Savchenko Ivan Sergeevich, student.
Address: Amur State University, 675000, Russia, Blagoveshchensk, Novotroitskoye highway, 21.
E-mail: mr.sam.fisher@bk.ru

 

ПРОБЛЕМЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
PROBLEMS OF JUVENILE MOTHERS AS A SOCIAL GROUP

Ключевые слова: несовершеннолетнее материнство; несовершеннолетняя мать; материнство; детство; комплекс социальных противоречий; сферы жизнедеятельности общества; проблемы несовершеннолетних матерей.
Keywords: underage motherhood; underage mother; motherhood; childhood; complex of social contradictions; spheres of life of society; problems of underage mothers.

Аннотация. В представленной статье рассмотрены и объективно обоснованы основные проблемные аспекты, касающиеся несовершеннолетних матерей как социальной группы в современном обществе. Данные положения охватывают практически все сферы жизни и деятельности, которые непосредственно влияют на протекание процесса социализации девушек до 18 лет, а также те трудности, с которыми сталкиваются представители данной категории по факту рождения ими ребенка.
Abstract. In the presented article the basic problem aspects concerning minor mothers as a social group in modern society are examined and objectively substantiated. These provisions cover practically all spheres of life and activity that directly influence the process of socialization of girls under the age of 18, as well as the difficulties faced by representatives of this category in the birth of their child.

Савченко Иван Сергеевич, студент.
Адрес: Амурский государственный университет, 675000, Россия, г. Благовещенск, ул. Новотроицкое шоссе, 21.
E-mail: mr.sam.fisher@bk.ru

Savchenko Ivan Sergeevich, student.
Address: Amur State University, 675000, Russia, Blagoveshchensk, Novotroitskoye highway, 21.
E-mail: mr.sam.fisher@bk.ru

 

 

 

Image: