Научное отражение № 3 (29)_2022

 

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В КИТАЕ
FEATURES OF TEACHING MUSICAL DISCIPLINES IN CHINA

Ключевые слова: музыкальное образование; музыкальные традиции Китая; история китайской музыки; музыкальная реформа.
Keywords: musical education; musical traditions of China; history of Chinese music; musical reform

Аннотация. В статье рассматриваются особенности и специфика преподавания музыкальных дисциплин в колледжах и в учреждениях высшего образования. Данный анализ представлен на примере курса «История китайской музыки». В ней представлены противоречия, существующие на сегодняшний день в системе музыкального образования, рассмотрена текущая ситуация и проанализированы стратегии реформирования преподавания музыкальных дисциплин в Китае. Актуальность данной статьи обусловлена современными подходами в музыкальном образовании Китая, которые опираются на традиции своей страны и новаторство российского и европейского образования. Статья предназначена как для преподавателей музыкальных дисциплин, так и для исследователей, изучающих музыкальное образования Китая.
Abstract. The article discusses the features and specifics of teaching musical disciplines in colleges and institutions of higher education. This analysis is presented on the example of the course "History of Chinese Music". It presents the contradictions that exist today in the system of music education, considers the current situation and analyzes the strategies for reforming the teaching of music disciplines in China. The relevance of this article is due to modern approaches to music education in China, which are based on the traditions of their country and the innovation of Russian and European education. The article is intended both for teachers of musical disciplines and for researchers studying musical education in China.

Ван Тяньи, аспирант.
Адрес: Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва.

Wang Tianyi, postgraduate student.
Address: Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow.

Цай Шуин, аспирант.
Адрес: Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва.

Cai Shuying, postgraduate student.
Address: Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow.

Коновалова Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, профессор.
Адрес: Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва.

Konovalova Svetlana Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor.
Address: Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ
MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF MUSICAL AND PERFORMING TRAINING OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN IN THE UNIVERSITY

Ключевые слова: музыкально-исполнительская подготовка; инструментальное исполнительство; музыкально-исполнительские навыки; будущий педагог-музыкант; современные подходы.
Keywords: musical and performing training; instrumental performance; musical and performing skills; future teacher-musician; modern approaches.

Аннотация. Автор обращается к проблеме организации музыкально-исполнительской подготовки педагогов-музыкантов в вузе как важнейшему показателю готовности к будущей профессиональной деятельности. Отмечая сложность и многогранность процесса формирования музыкально-исполнительской компетентности, обосновываются единство компетентностного, интегративного, личностно-деятельностного, средового и культурологического подходов, позволяющих создавать условия для подготовки компетентных специалистов в области музыкально-педагогического образования.
Abstract. The author addresses the problem of organizing the musical and performing training of music teachers at the university as the most important indicator of readiness for future professional activities. Noting the complexity and versatility of the process of formation of musical and performing competence, the unity of competence-based, integrative, personal-activity, environmental and cultural approaches is substantiated, which allow creating conditions for the training of competent specialists in the field of musical and pedagogical education.

Пиджоян Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования.
Адрес: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Россия, г. Елец.

Pidzhoyan Larisa Anatolievna, candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor.
Address: Bunin Yelets State University, Russia, Yelets.

 

ПУБЛИКАЦИЯ ОТОЗВАНА 28.10.2022
АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
STUDENTS’ QUESTIONNAIRES AS ONE OF THE TOOLS FOR IMPROVING THE DISTANT EDUCATIONAL PROCESS

Ключевые слова: анкетирование; физическая культура и спорт; дистанционное обучение; качество образования.
Keywords: questionnaires; Physical Еducation and Sport; distant learning; quality of education.

Аннотация. Цель данной статьи – обобщение результатов актуального эмпирического исследования – анонимного анкетирования обучающихся 1–3 курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана, посвященного выявлению удовлетворенности обучаемых процессом предоставления образовательных услуг по предмету «Физическая культура и спорт» во время дистанционного формата обучения и имеющего практическую направленность.

Одним из эффективных инструментов осуществления анализа качества и  повышения эффективности учебно-воспитательного процесса  по предмету «Физическая культура и спорт» в условиях перехода на дистанционное образование, по мнению автора, может стать опрос студентов.

Процедуру анкетирования студентов можно рассматривать в качестве одного из важнейших элементов работы профессорско-преподавательского состава кафедры «Физическая культура и спорт», поскольку анализ полученных данных позволяет выявить несоответствия и наметить пути совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества психофизической подготовки будущих специалистов.

Данный вывод, наравне с другими, представленными в данной статье, может послужить основанием для дальнейших эмпирических исследований.

Abstract. The purpose of this article is to summarize the results of actual empirical research as an anonymous survey of 1–3 courses’ students of Bauman Moscow State Technical University, possessing a practical orientation and dedicated to the satisfaction of students with the process of providing educational services on the subject "Physical Еducation and Sport" during distant learning.

One of such effective tools for analyzing the quality and improving the effectiveness of the educational process on the subject of "Physical Culture and Sports" in the context of the transition to distant education can be a survey of students.

The procedure of questioning students can be considered as one of the most important elements of the self-assessment of the teaching staff of the Department of "Physical Еducation and Sport", since the analysis of the data obtained allows us to identify inconsistencies and outline ways to improve the educational process in order to improve the quality of psychophysical training of future specialists.

This conclusion, along with others presented in this article, can serve as a basis for further empirical researches.

Цыганенко Олеся Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт»
Адрес: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, г. Москва.

Tsyganenko Olesya Sergeevna, Senior lecturer of the Department of "Physical Culture and Sport".
Address: Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow.

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN AT ENGLISH LESSONS WHEN WORKING WITH TEXT

Ключевые слова: чтение; коммуникативная компетенция; этапы работы с текстом; ассоциограммы.
Keywords: reading; communicative competence; stages of working with text; associograms.

Аннотация. В данной статье представлен практический опыт работы с текстом с обучающимися начального уровня образования. Предложены варианты работы с текстом на трех этапах работы: дотекстовом, текстовом и послетекстовом. Все предложенные материалы направлены на формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы.
Abstract. This article presents the practical experience of working with text with primary level students. There are presented options for working with text at three stages of work: pre-text, text and post-text. All proposed materials are aimed at forming the communicative competence of elementary school students.

Гавенко Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент.
Адрес: Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, Новосибирская область, г. Куйбышев.

Gavenko Nadezhda Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Address: Kuibishevsky Branch of Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk region, Kuibishev.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУГОЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ДИАГНОСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
MUSICAL HORIZONS OF MODERN TEENAGERS: DIAGNOSTICS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Ключевые слова: музыкальный кругозор; обучающиеся младшего подросткового возраста; диагностический инструментарий (критерии, показатели и уровни развития музыкального кругозора); педагогические условия.
Keywords: musical horizons; students of younger adolescence; diagnostic tools (criteria, indicators and levels of development of musical horizons); pedagogical conditions.

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития музыкального кругозора современных школьников-подростков; раскрыто содержание феномена «музыкальный кругозор», дана его структурная характеристика. В контексте исследования уровня развития музыкального кругозора обозначен необходимый диагностический инструментарий (критерии, показатели и характеристика уровней развития) и представлены полученные результаты диагностики с обучающимися 5–6 классов. Также обоснованы значимые, на наш взгляд, педагогические условия, обеспечивающие динамику исследуемого процесса на современном этапе музыкального образования.
Abstract. The article is devoted to the problem of the development of the musical outlook of modern schoolchildren and adolescents; the content of the phenomenon "musical outlook" is revealed, its structural characteristics are given. In the context of the study of the level of development of musical horizons, the necessary diagnostic tools (criteria, indicators and characteristics of levels of development) are indicated, and the obtained diagnostic results with students of grades 5–6 are presented. Also, significant, in our opinion, pedagogical conditions that ensure the dynamics of the process under study at the present stage of music education are substantiated.

Ефремова Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Адрес: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Россия, г. Елец.

Efremova Irina Viktorovna, candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor.
Address: Bunin Yelets State University, Russia, Yelets.

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ И ОБРАЗНОСТЬЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
FEATURES OF WORKING ON EXPRESSIVENESS AND IMAGERY OF SPEECH IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Ключевые слова: образные средства; средства выразительности; грамотность речи.
Keywords: figurative means; means of expression; literacy of speech.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об особенностях работы над образными средствами русского языка – тропами и фигурами. При изучении этой темы можно использовать различные формы работы творческого характера, работу со словарём, мастер-классы, работу по развитию речи и т.д. Несомненно, что использование образных средств обогащает речь обучающихся.
Abstract. The article discusses the issue of the peculiarities of working on figurative means of the Russian language – tropes and figures. When studying this topic, you can use various forms of creative work, work with a dictionary, master classes, work on speech development, etc. Undoubtedly, the use of figurative means enriches the speech of students.

Зензеря Ирина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент.
Адрес: Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, Новосибирская область, г. Куйбышев.

Zenzerya Irina Viktorovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.
Address: Kuibishevsky Branch of Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk region, Kuibishev.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНОГО КАЗАЧЬЕГО АНСАМБЛЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
PECULIARITIES OF THE ORGANIZATION OF THE COSSACK VOCAL ENSEMBLE IN A CHILDREN'S ART SCHOOL

Ключевые слова: детская школа искусств; вокальный казачий ансамбль; казачий фольклор; локальная музыкальная традиция; организация вокально-хоровой работы.
Keywords: children's art school; vocal Cossack ensemble; Cossack folklore; local musical tradition; organization of vocal and choir work.

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные аспекты организации вокального казачьего ансамбля в детской школе искусств: формы обучения, критерии отбора обучающихся, а также организация образовательного процесса. Развитие вокально-хоровых навыков, изучение песенного казачьего репертуара способствуют приобщению участников коллектива к историческому прошлому своего народа; сохранению национальных музыкальных традиций.
Abstract. This article discusses the main aspects of the organization of a Cossack vocal ensemble in a children's art school: forms of training, criteria for the selection of students, as well as the organization of the educational process. The development of vocal and choral skills, the study of the Cossack song repertoire, contribute to the familiarization of the team members to the historical past of their people, the preservation of national musical traditions.

Кириченко Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Адрес: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», Россия, г. Елец.

Kirichenko Tatyana Dmitrievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Address: «Elets State University named after I.A. Bunin», Russia, Yelets.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
THEORETICAL ASPECTS OF PATRIOTIC EDUCATION OF OLDER PRESCHOOLERS THROUGH MUSICAL FOLKLORE

Ключевые слова: патриотическое воспитание; воспитание старших дошкольников; музыкальный фольклор в дошкольном учреждении.
Keywords: patriotic education; education of older preschoolers; musical folklore in preschool.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания старших дошкольников посредством музыкального фольклора, специфика патриотического воспитания старших дошкольников, а также раскрываются основные методологические подходы к определению сущности и содержания изучаемого феномена.
Abstract. This article discusses the problem of patriotic education of older preschoolers through musical folklore, the specifics of patriotic education of older preschoolers, and also reveals the main methodological approaches to determining the essence and content of the phenomenon under study.

Климов Владимир Игоревич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования.
Адрес: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Россия, г. Елец.

Klimov VladimirIgorevich, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Address: Bunin Yelets State University, Russia, Yelets.

 

УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ИХ ДИАГНОСТИКА
LEVELS OF SPEECH DEVELOPMENT IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT AND THEIR DIAGNOSIS

Ключевые слова: речевое развитие; дошкольники с общим недоразвитием речи; уровни развития речи; диагностика речевого развития.
Keywords: speech development; preschoolers with general speech underdevelopment; levels of speech development; diagnostics of speech development.

Аннотация. В данной статье рассмотрены уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи и методы их диагностики.
Abstract. This article discusses the levels of speech development in children with general speech underdevelopment and methods of their diagnosis.

Клочкова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и прикладной психологии.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.

Klochkova Galina Mikhailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of preschool pedagogy and psychology.

Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.

Арефинкина Мария Михайловна, воспитатель.
Адрес: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Гусельки» городского округа Тольятти, Россия, г. Тольятти.

Arefinkina Maria Mikhailovna, educator.
Address: Kindergarten 79 "Guselki", Russia, Togliatti.

 

ТЕРРЕНКУР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
TERRENKUR AS ONE OF THE FORMS OF IMPLEMENTING THE EDUCATIONAL PROGRAM

Ключевые слова: терренкур; форма воспитания; эколого-туристический маршрут; станции и тропинки; маршрутные карты.
Keywords: health path; form of education; eco-tourist route; stations and paths; route maps.

Аннотация. В статье раскрывается одна из форм реализации программы воспитания – терренкур, дается определение форме, описываются станции и тропинки, составляющие маршрут терренкура. В статье представлена методика работы по организации терренкура как одной из форм реализации программы воспитания.
Abstract. The article reveals one of the forms of implementation of the education program – health path, defines the form, describes the stations and paths that make up the health path route. The article presents the methodology of work on the organization of health path as one of the forms of implementation of the education program.

Сидякина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.

Sidyakina Elena Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Preschool Pedagogy, Applied Psychology.
Address: Togliatti State Pedagogical University, Russia, Togliatti.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ИГРАЮЩИХ В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ
SOCIAL INTELLIGENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS PLAYING COMPUTER GAMES

Ключевые слова: геймеры; социальный интеллект; социальная компетенция; эмоциональный интеллект; структура социального интеллекта; кооперативные игры; одиночные игры.
Keywords: gamers; social intelligence; social competence; emotional intelligence; structure of social intelligence; cooperative games; single games.

Аннотация. Настоящее исследование посвящено изучению социального интеллекта подростков, играющих в компьютерные игры.
Abstract. This study is devoted to the study of the social intelligence of adolescents playing computer games.

Чердонов Никита Матвеевич, студент.
Адрес: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Россия, г. Якутск.

Cherdonov Nikita Matveyevich, student.
Address: Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, Yakutsk.

 

 

 

 

Image: 
Выпуск: