Научное отражение № 4 (22)_2020

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМЫ NEARPOD
EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION IN DISTANCE LEARNING USING THE NEARPOD PLATFORM

Ключевые слова: дистанционное обучение; интерактивное обучение; Nearpod; онлайн платформа; геймификация.
Keywords: distance learning; interactive learning; Nearpod; online platform; gamification.

Аннотация. В данной статье рассматривается онлайн-платформа Nearpod в дистанционном обучении. Nearpod – это веб-инструмент, который позволяет студентам взаимодействовать с преподавателем во время занятия. В статье описывается применение интерактивных элементов платформы и создание презентации с использованием Nearpod для поддержки мотивации в обучении студентов.
Abstract. This article considers an online platform Nearpod in distance learning. Nearpod is a web based tool that allows students to engage with a teacher during the lesson. The article describes the using of interactive elements and designing a presentation using Nearpod to support students’ learning motivation.

Анисифорова Татьяна Сергеевна, старший преподаватель
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти
E-mail: anisiforova.t@mail.ru

Anisiforova Tatiana Sergeevna, senior teacher
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: anisiforova.t@mail.ru

Клочкова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: gal.klochkowa@yandex.ru

Klochkova Galina Mikhaylovna, candidate of pedagogical science, associate professor.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: gal.klochkowa@yandex.ru

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
RELEVANCE OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION

Ключевые слова: дополнительное образование; цифровая педагогика; платформы; техническое развитие; информация; технологии; компьютерные курсы.
Keywords: additional education; digital pedagogy; platforms; technical development; information; technologies; computer courses.

Аннотация. В настоящее время важную роль играет внедрение цифровых технологий в образовательную среду. Внедрение цифровых технологий рассматривается как средство дополнительной визуализации и практической отработки материала для работы с детьми младшего, среднего и старшего возрастов. Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время имеется большое количество различных платформ, сред и программ для визуализации и отработки материала, что помогает преподнести информацию в новом формате и заинтересовать потенциального ученика в изучении того или иного предмета. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по использованию цифровых технологий в рамках дополнительного образования. Цель данного исследования – выяснить, какие цифровые технологии используются в центре дополнительного образования «Юниум» в настоящее время. Для изучения проблемы был проведен опрос, в котором приняли участие 13 преподавателей и 29 учеников образовательной организации «Юниум». В результате исследования выяснилось, какими цифровыми технологиями сейчас пользуются чаще всего, а какие вовсе не используют. Также в статье рассматривается внедрение цифровых технологий в сферу дополнительного образования и само использование цифровых технологий. Дано краткое описание Федеральной образовательной организации «Юниум» и представлен перечень наиболее популярных цифровых технологий, которые на данный момент активно внедрились в жизнь современного человека.
Abstract. Currently, the introduction of digital technologies into the educational environment plays an important role. The introduction of digital technologies is considered as a means of additional visualization and practical training of material in children of younger, middle and older ages. The relevance of this work lies in the fact that there are currently a large number of different platforms, environments and programs for visualizing and working out the material, which helps to present information in a new format and to interest a potential student in studying a particular subject. Despite the large number of publications on this topic, there is practically no research on the use of digital technologies in additional education. The purpose of this study is to find out what digital technologies are used in the center of continuing education "Yunium" at present. To study the problem, a survey was conducted in which 13 teachers and 29 students of the educational organization "Yunium" took part. As a result of the study, it became clear which digital technologies are used most often, and which are not used at all. The article also discusses the introduction of digital technologies in the field of additional education and the very use of digital technologies. A brief description of the Federal Educational Organization "Yunium" is given and a list of the most popular digital technologies that are currently being actively introduced into the life of a modern person and a modern teacher is presented. After all, a teacher of the new time must possess various digital skills for a high-quality class structure that will help convince the student of the importance of acquiring new knowledge.

Поначугин Александр Викторович, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель, Адрес: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Россия, г. Нижний Новгород.
E-mail: sasha3@bk.ru

Ponachugin Alexander Viktorovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Lecturer.
Address: Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod.
E-mail: sasha3@bk.ru

Пичужкина Дарья Юрьевна, студент.
Адрес: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Россия, г. Нижний Новгород.
E-mail: dpichuzhkina@list.ru

Pichuzhkina Daria Yurievna, student.
Address: Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod.
E-mail: dpichuzhkina@list.ru

Смекалова Екатерина Сергеевна, студент.
Адрес: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Россия, г. Нижний Новгород.
E-mail: skas.99@mail.ru

Smekalova Ekaterina Sergeevna, student.
Address: Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod.
E-mail: skas.99@mail.ru

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ
PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE ARTISTIC AND CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN 6–7 YEARS OLD

Ключевые слова: художественно-творческое развитие; коллективная художественно-творческая деятельность; педагогическое сопровождение; конструктивная деятельность; изобразительная деятельность.
Keywords: artistic and creative development; collective artistic and creative activity; pedagogical support; constructive activity; visual activity.

Аннотация. В настоящее время проблема художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных. Организация педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей включает расширение представлений детей о народном творчестве, развитие у них воображения и изобразительных умений. Коллективная художественно-творческая работа оказывает положительное влияние на индивидуальность ребенка, дает возможность каждому ребенку развивать навык работать сообща, научиться общаться, формировать привычку к взаимопомощи, способствует пополнению опыта детей в организации межличностного общения.
Abstract. Currently, the problem of artistic and creative development of children of senior preschool age is one of the most urgent. The organization of pedagogical support for the artistic and creative development of children includes the expansion of children's ideas about folk art, the development of their imagination and visual skills. Collective artistic and creative work has a positive effect on the individuality of the child, makes it possible for each child to develop the skill of working together, learn to communicate, form a habit of mutual assistance, and contributes to replenishing the experience of children in organizing interpersonal communication.

Ценёва Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: marina.tseneva@yandex.ru

Tseneva Marina Anatolievna, senior lecturer of the Department of Preschool pedagogy, applied psychology.
Address: Togliatti state University, Russia, Tolyatti.
E-mail: marina.tseneva@yandex.ru

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ORGANIZATIONAL AND CONTENT ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING A CHILD WITH DISABILITIES

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; семья; ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords: psychological and pedagogical support; family; children with disabilities.

Аннотация. В статье представлены современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Даны рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения.
Abstract. The article presents modern approaches to psychological and pedagogical support for families with children with disabilities. Recommendations on the organization of psychological and pedagogical support are given.

Плотникова Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: mysina83@mail.ru

Plotnykova Tatiana Urievna, candidate of psychological sciences, associate professor.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: mysina83@mail.ru

 

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN CHILDREN AGED 5–6 YEARS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT BY MEANS OF SPORTS EQUIPMENT

Keywords: preschool child; speech disorders; general speech disorder; coordination abilities; sports equipment; correctional and developmental work.
Ключевые слова: дошкольник; нарушения речи; общее нарушение речи; координационные способности; спортивный инвентарь; коррекционно-развивающая работа.

Аннотация. В статье поднимается проблема развития у дошкольников с общим недоразвитием речи координационных способностей. Раскрываются теоретические положения развития координационных способностей, диагностические данные выявления особенностей координации движений детей с нарушениями речи, содержание коррекционно-развивающей работы с использованием спортивного инвентаря.
Abstract. The article raises the problem of the development of coordination abilities in preschool children with general speech underdevelopment. The article reveals the theoretical provisions of the development of coordination abilities, diagnostic data for identifying the features of coordination of movements of children with speech disorders, the content of correctional and developmental work using sports equipment.

Тенкачева Виктория Леонидовна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.

Tenkacheva Viktoriya Leonidovna, educator.
Address: Kindergarten 146 "Kalinka" of "Planet of Childhood "Lada", Russia, Togliatti.

Акимова Елена Ивановна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.

Akimova Elena Ivanovna, educator.
Address: Kindergarten 146 "Kalinka" of "Planet of Childhood "Lada", Russia, Togliatti.

Кондратьева Юлия Александровна, инструктор по физической культуре.
Адрес: Детский сад № 146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.

Kondratieva Yuliya Aleksandrovna, physical education instructor.
Address: Kindergarten 146 "Kalinka" of "Planet of Childhood "Lada", Russia, Togliatti.

Тихонова Юлия Петровна, музыкальный руководитель.
Адрес: Детский сад № 146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.

Tikhonova Yuliya Petrovna, music director.
Address: Kindergarten 146 "Kalinka" of "Planet of Childhood "Lada", Russia, Togliatti.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДОШКОЛЬНИКОВ
ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN KINDERGARTEN FOR THE CORRECTION OF DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM IN PRESCHOOLERS

Ключевые слова: дошкольник; нарушения опорно-двигательного аппарата; профилактика плоскостопия; коррекция нарушений плоскостопия и осанки; коррекционная работа; образовательный процесс; дошкольная образовательная организация.
Keywords: preschooler; disorders of the musculoskeletal system; prevention of flat feet; correction of disorders of flat feet and posture; correctional work; educational process; preschool educational organization.

Аннотация. В статье поднимается проблема организации образовательного процесса в детском саду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью коррекции нарушений педагогическими средствами. Раскрываются теоретические положения организации данного процесса, определения особенностей образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного процесса, содержание и реализация коррекционно-развивающей работы.
Abstract. The article raises the problem of organizing the educational process in a kindergarten for children with disorders of the musculoskeletal system in order to correct violations by pedagogical means. The article reveals the theoretical provisions of the organization of this process, the definition of the features of the educational needs of children with disorders of the musculoskeletal process, the content and implementation of correctional and developmental work.

Тятюшкина Светлана Евгеньевна, инструктор по физической культуре.
Адрес: МБУ детский сад № 22 «Лучик», Россия, г. Тольятти.

Tyatyushkina Svetlana Evgenievna, physical education instructor.
Address: Kindergarten 22 “Luchik”, Russia, Tolyatti.

Новикова Гулира Гамбаровна, музыкальный руководитель.
Адрес: МБУ детский сад № 22 «Лучик», Россия, г. Тольятти.

Novikova Gulira Gambarovna, music director.
Address: Kindergarten 22 “Luchik”, Russia, Tolyatti.

Дмитриева Наталья Викторовна, воспитатель.
Адрес: МБУ детский сад № 22 «Лучик», Россия, г. Тольятти.

Dmitrieva Natalya Viktorovna, teacher.
Address: Kindergarten 22 “Luchik”, Russia, Tolyatti.

Петрова Елена Валерьевна, воспитатель.
Адрес: МБУ детский сад № 22 «Лучик», Россия, г. Тольятти.

Petrova Elena Valerievna, teacher.
Address: Kindergarten 22 “Luchik”, Russia, Tolyatti.

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИи ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ИХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
SOME ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS WHEN LEARNING INFORMATICS, AIMED AT THE DEVELOPMENT OF THEIR METAP-SUBJECT ABILITIES AND SKILLS

Ключевые слова: метапредметные умения и навыки; процесс обучения информатике; исследовательская деятельность; исследовательская задача.
Keywords: metasubject skills; the process of teaching computer science; research activity; research task.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема организации исследовательской деятельности обучающихся при обучении информатике, направленной на развитие их метапредметных умений и навыков. Рассмотрены продуктивные технологии, направленные на развитие метапредметных умений и навыков.
Abstract. This article discusses the problem of organizing the research activities of students in teaching computer science, aimed at developing their meta-subject skills and abilities. Productive technologies aimed at developing metasubject skills and abilities.

Дудковская Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики, информатики и методики преподавания.
Адрес: Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, г. Куйбышев.
E-mail: dudkowskay@mail.ru

Dudkovskaya Irina Alekseevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Mathematics, Computer Science and Teaching Methods.
Address: Kuibyshev branch of the Novosibirsk State Pedagogical University Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Russia, Kuibyshev.
E-mail: dudkowskay@mail.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ
FORMATION OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE CHILDREN'S COLLECTIVE BASED ON GENDER STEREOTYPES

Ключевые слова: гендерные стереотипы; социально-психологический климат; развитие личности; межличностные отношения; анкетирование.
Keywords: gender stereotypes; socio-psychological climate; personality development; interpersonal relations; survey.

Аннотация. В статье рассматривается формирование социально-психологического климата детского коллектива на основе гендерных стереотипов. Разработана авторская анкета и приведен анализ результатов опроса среди подростков, проживающих в социально-реабилитационном учреждении.
Abstract. The article deals with the formation of the social and psychological climate of the children's collective based on gender stereotypes. The author's questionnaire is developed and the results of the survey among teenagers living in a social rehabilitation institution are analyzed.

Подлесных Лариса Владимировна, магистрант.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: podlesnykh.larisa@yandex.ru

Podlesnykh Larisa Vladimirovna, graduate student.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: podlesnykh.larisa@yandex.ru

 

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ У. ШТРАУССА И Н. ХОУВА В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
ABOUT USING THE THEORY OF GENERATIONS BY W. STRAUSS AND N. HOWE IN BUILDING THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY

Ключевые слова: теория поколений; высшее образование; интерактивные технологии; информационно-коммуникативные технологии; содержание обучения; развитие педагога.
Keywords: theory of generations; higher education; interactive technologies; information and communication technologies; training content; teacher development.

Аннотация. В данной статье рассматривается значение теории поколений У. Штраусса и Н. Хоува в педагогике. На примере организации учебных занятий с «Миллениалами» рассматривается, как ценности и характерные черты поколений отражаются на организации образовательного процесса.
Abstract. This article examines the importance of the theory of generations by W. Strauss and N. Hove in pedagogy. Using the example of organizing training sessions with Millennials, the author examines how the values and characteristics of generations are reflected in the organization of the educational process.

Лященко Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, директор.
Адрес: ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин», Россия, г. Тольятти.
E-mail: 34-50-95@bk.ru

Lyashchenko Svetlana Michailovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Director.
Address: Togliatti social shelter for children and adolescents "Dolphin", Russia, Togliatti.
E-mail: 34-50-95@bk.ru

Петренко Юлия Владимировна, магистрант.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: provehito-in-altum@mail.ru

Petrenko Yulia Vladimirovna, graduate student.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: provehito-in-altum@mail.ru

 

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЭВРИСТИКО-АЛГОРИТМИЧЕСКОМУ МЕТОДУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
STAGES OF LEARNING THE HEURISTIC-ALGORITHMIC METHOD OF SOLVING PROBLEMS ON THE COURSE OF GENERAL PHYSICS OF STUDENTS - FUTURE ENGINEERS

Ключевые слова: высшая школа; инженерное образование; курс общей физики; решение задач.
Keywords: higher school; engineering education; general physics course; problem solving.

Аннотация. В статье рассмотрен процесс обучения курса общей физики одновременно с точки зрения общеобразовательного и компетентностного или профессионально направленного подходов. Выделены преимущества курса общей физики для формирования профессионально важных навыков студентов – будущих инженеров. Описаны этапы эвристико-алгоритмического метода решения задач по курсу общей физики, используемые для студентов инженерных специальностей.
Abstract. The article considers the process of teaching a course in general physics at the same time from the point of view of general education and competence-based or professionally oriented approaches. The advantages of a general physics course for the formation of professionally important skills of students-future engineers are highlighted. The stages of the heuristic-algorithmic method for solving problems in the course of general physics, used for students of engineering specialties, are described.

Савченко Елизавета Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физика»
Адрес: Севастопольский государственный университет, Россия, г. Севастополь.
E-mail: globinaliza@mail.ru

Savchenko Elizaveta Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department "Physics".
Address: Sevastopol State University, Russia, Sevastopol.
E-mail: globinaliza@mail.ru

 

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВО СТРУКТУРИРОВАНИЯ И ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
INTELLIGENCE MAPS AS A MEANS OF STRUCTURING AND VISUALIZING EDUCATIONAL MATERIAL IN THE PROCESS OF TEACHING CHEMISTRY AT A MILITARY UNIVERSITY

Ключевые слова: обучение химии; военный вуз; интеллект-карта; визуализация учебного материала.
Keywords: chemistry training; military University; intelligence map; visualization of educational material.

Аннотация. В статье рассматривается проблема систематизации и представления учебной информации в процессе обучения химии в высшей военной школе. Отмечено, что курс химии характеризуется большим объемом учебного материала, на изучение которого отведен ограниченный ресурс учебного времени, поэтому структурирование учебного материала и представление его с использованием различных средств визуализации весьма актуально в условиях специфической образовательной среды военного вуза. Автором описаны методические подходы к процессу составления интеллект-карт и их использования в рамках обучения химии в военном вузе.
Abstract. The article deals with the problem of systematization and presentation of educational information in the process of teaching chemistry at the higher military school. It is noted that the chemistry course is characterized by a large volume of educational material, the study of which is allocated a limited resource of educational time, so structuring the educational material and presenting it using various visualization tools is very important in the specific educational environment of a military University. The author describes methodological approaches to the process of drawing up intelligence maps and their use in teaching chemistry at a military University.

Шлякова Елена Валериевна, кандидат технических наук, доцент.
Адрес: Омский автобронетанковый инженерный институт, Россия, г. Омск.
E-mail: elena6500462@yandex.ru

Shlyakova Elena Valerievna, candidate of technical Sciences, associate Professor.
Address: Omsk tank-automotive engineering Institute, Russia, Omsk.
E-mail: elena6500462@yandex.ru

 

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
MODERN
RESEARCH IN EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

Ключевые слова: педагогическая психология; критерии обучаемости; принципы осознанности.
Keywords: educational psychology; learning criteria; principles of awareness.

Аннотация. В данной статье рассмотрены наиболее актуальные проблемы современной педагогической психологии. Представлена характеристика процесса коммуникации преподавателя и обучающегося.
Abstract. This article discusses the most pressing problems of modern educational psychology. The characteristics of the communication process between the teacher and the student are presented.

Маркова Янина Сергеевна, магистр, ассистент кафедры алгебры, математического анализа и геометрии.
Адрес: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула.
E-mail: yanochka.markowa@yandex.ru

Markova Yanina Sergeevna, мaster’s degree, assistant of the Department of algebra, mathematical analysis and geometry.
Address: Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Russia, Tula.
E-mail: yanochka.markowa@yandex.ru

 

ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
PRIMARY PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF STUDYING THE VALUES OF PRESCHOOL PARENTS

Ключевые слова: родитель; дошкольник; ценностные установки; диагностика.
Keywords: parent; preschool child; values; diagnostics.

Аннотация. В данной статье представлены результаты первичной диагностики изучения ценностных установок родителей дошкольников. Актуальным в рамках нашего исследования было выявление важнейших жизненных сфер и основных жизненных целей (терминальных ценностей) родителей дошкольников, определяющих их ценностные установки, а также их проявление в области семейного воспитания.

Abstract. This article presents the results of primary diagnostics of the study of value attitudes of parents of preschool children. Our research was focused on identifying the most important areas of life and the main life goals (terminal values) of preschool parents that determine their values, as well as their manifestation in the field of family education.

Оганнисян Диана Арменовна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Будённовск, Россия, г. Будённовск.
E-mail: Diana_david999@mail.ru

Ogannisyan Diana Armenovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor.
Address: Branch of the state budgetary educational institution of higher education "Stavropol State Pedagogical Institute" in Budennovsk, Russia, Budennovsk.
E-mail: Diana_david999@mail.ru

 

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ В СООТВЕТСТВИИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ 2020 ГОДА
WORKING OUT A COMPLEX OF PRACTICE-ORIENTED MATHEMATICAL PROBLEMS FOR TRAINING TO GENERAL STATE EXAMINATION (GSE) IN RESPONSE TO NEW RULES OF 2020

Ключевые слова: ОГЭ; задачи по математике; функциональная грамотность.
Keywords: General State Examination (GSE); mathematical problems; functional literacy.

Аннотация. В статье рассматриваются задачи ОГЭ, направленные на развитие функциональной грамотности в связи с изменениями в КИМ ОГЭ 2020 года.
Abstract. The article deals with tasks of General State Examination (GSE) aimed at the development of functional literacy due to the new requirements of testing and assessment materials of 2020.

Вальтер Кристина Владимировна, учитель
Адрес: МКОУ СОШ № 2 Барабинского района Новосибирской области, Россия, г. Барабинск.
E-mail: osipova-1997@bk.ru

Valter Kristina Vladimirovna, teacher.
Address: Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev branch), Russia, Barabinsk.
E-mail: osipova-1997@bk.ru

Избицкая Ольга Викторовна, доцент.
Адрес: Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, г. Куйбышев.
E-mail: olga30071980@mail.ru

Izbitskaya Olga Victorovna, associate professor.
Address: Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev branch), Kuibyshev, Russia.
E-mail: olga30071980@mail.ru

 

РОЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
THE ROLE OF DIFFERENTIATED LEARNING IN PERSONAL DEVELOPMENT

Ключевые слова: дифференцированное обучение; формирование личности; дифференциация; индивидуализация; развитие личности.
Keywords: differentiated training; personality formation; differentiation; individualization; personal development.

Аннотация. В статье рассматриваются понятие и роль дифференцированного обучения в современном школьном образовании. Изучается сущность и взаимосвязь дифференциации и индивидуализации в обучении. Обозначены основные виды дифференциации и принципы их использования для обеспечения необходимых условий для формирования личности обучающихся.
Abstract. The article deals with the concept of differentiated learning in modern school education. The essence and relationship of differentiation and individualization in learning is studied. The main types of differentiation and principles of their use are indicated to provide the necessary conditions for the formation of the personality of students.

Гавенко Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент.
Адрес: Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, г. Куйбышев.
E-mail: gavenko@kfnspu.ru

Gavenko Nadezhda Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Address: Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev branch), Kuibyshev, Russia.
E-mail: gavenko@kfnspu.ru

 

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SELF-CONTROL IN COMPETENCE APPROACH

Ключевые слова: компетентностный подход; компетенции; дифференциация; самоконтроль; электронная форма учебника.
Keywords: competence approach; competence; differentiation; self-control, E-learning.

Аннотация. В статье раскрываются особенности развития самоконтроля школьников в условиях реализации компетентностного подхода на уроках математики.
Abstract. The article deals with the development of  students’ self-control in math class in accordance with competence approach.

Избицкая Ольга Викторовна, доцент.
Адрес: Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, г. Куйбышев
E-mail: olga30071980@mail.ru

Izbitskaya Olga Victorovna, associate professor
Address: Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev branch), Kuibyshev, Russia.
E-mail: olga30071980@mail.ru

Ржеуская Ирина Сергеевна, учитель.
Адрес: МБОУ СОШ № 3 Куйбышевского района Новосибирской области, Россия, г. Куйбышев.
E-mail: ira.kameneva.1995@mail.ru

Rzheuskaya Irina Sergeevna, teacher.
Address: Kuibyshev School № 3 of Novosibirsk Region, Russia, Kuibyshev.
E-mail: ira.kameneva.1995@mail.ru

 

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
TO THE QUESTION OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF TRAINEES

Ключевые слова: познавательная активность; творческая деятельность; познавательный интерес; функции и уровни познавательной активности; формирование познавательной активности.
Keywords: cognitive activity; creative activity; cognitive interest; functions and levels of cognitive activity; formation of cognitive activity.

Аннотация. В данной статье рассматривается феноменология понятия познавательной активности. Изучаются подходы к пониманию познавательной активности обучающихся. Анализируется взаимосвязь познавательной активности с творческой деятельностью. Сформулировано определение понятия «познавательная активность». Обозначены уровни, функции и принципы активизации познавательной активности обучающихся.
Abstract. This article examines the phenomenology of the concept of cognitive skills. Approaches to understanding the cognitive activity of learners are being studied. The relationship between cognitive activity and creative activity is being analysed. The definition of «cognitive activity» was defined. Levels, functions and principles of learning activity activation are indicated.

Лукьянова Наталья Альбертовна, кандидат филологических наук, доцент
Адрес: Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, г. Куйбышев.
E-mail: natlukjanova@yandex.ru

Lukianova Natalia Albertovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.
Address: Kuibishevsky branch of Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Kuibishev.
E-mail: natlukjanova@yandex.ru

 

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛОВ ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
THE DISAPPEARANCE OF EXISTENTIALS FROM PSYCHOLOGICAL PRACTICE

Ключевые слова: экзистенциалы; бытие; экзистенциальный анализ; дазайн; Л. Бинсвангер; темпоральность.
Keywords: existentials; being; existential analysis; dasein; L. Binswanger; temporality.

Аннотация. В данной статье раскрывается роль экзистенциалов, как основного инструмента экзистенциального анализа. Описываются причины исчезновениях их из современной практики, которые связаны с тем, что экзистенциалы разрабатывались для постижения и описания психотических переживаний клиента, что не подходит современному «невротичному» клиенту. Они не развивают Эго, не позволяют выйти к новому опыту, а значит недостаточно соответствуют цели экзистенциального анализа. Поэтому в заключении был предложен иной способ использования экзистенциалов как категорий раскрытия, а не описания бытия.
Abstract. This article reveals the role of existentials as the main tool of existential analysis. The reasons for their disappearance from modern practice are described, which are associated with the fact that existentials were developed to comprehend and describe the client's psychotic experiences, which is not suitable for the modern "neurotic" client. They do not develop the Ego, do not allow one to come out to new experience, and therefore do not sufficiently correspond to the goal of existential analysis. Therefore, in the conclusion, a different way of using existentials as categories of expansion, and not a description of being, was proposed.

Луцик Максим Юрьевич, аспирант факультета психологии.
Адрес: Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: maxll71@yandex.ru

Lutsik Maksim Yurievich, postgraduate student of Psychology Faculty.
Address: St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg.
E-mail: maxll71@yandex.ru

Дронго Анна Владимировна, студент.
Адрес: Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Пермь.
E-mail: adrongo99@mail.ru

Drongo Anna Vladimirovna, student.
Address: Perm State National Research University, Russia, Perm.
E-mail: adrongo99@mail.ru

 

АДАПТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
ADAPTATION OF ETHNIC MIGRANTS TO REGIONAL SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Ключевые слова: этническая миграция; адаптация; факторы адаптации; регион; межнациональные отношения.
Keywords: ethnic migration; adaptation; adaptation factors; region; interethnic relations.

Аннотация. В статье рассматривается процесс адаптации этнических мигрантов на уровне региона. Выделены три группы факторов адаптации: экономические, внутриполитические и культурно-духовные. Определена специфика межнациональных отношений в республике, которые характеризуются как добрососедские и бесконфликтные.
Abstract. The author analyzes the peculiarities of ethnic adaptation on the example of the region. The article highlights the economic, political, cultural and spiritual factors of migrants adaptation. The author considers economic factors to include economic employment of the Respondent and assessment of their financial situation. Internal political factors include migration mood, satisfaction with the activities of the authorities, assessment of interethnic relations. Spiritual and cultural factors of adaptation form the following indicators: interethnic marriages, expectations from the future, interethnic communication, civic identity. Ethnic migrants have successfully adapted and integrated into the socio-economic life of the region. Interethnic relations in the region are characterized as good-neighborly and conflict-free. Respondents maintain close relationships with representatives of ethnic diasporas in the region, as well as with residents of national States.

Курмышкина Оксана Николаевна, старший научный сотрудник.
Адрес: ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга», Россия, г. Саранск.
E-mail: mad-oksana@yandex.ru

Kyrmushkina Oksana Nicolaevna, senior researcher.
Address: Scientific center of social and economic monitoring, Russia, Saransk.
E-mail: mad-oksana@yandex.ru

 

КОЛЛАБОРАЦИЯ БИЗНЕСА И НАУКИ КАК ФАКТОР РЕИНЖИНИРИНГА КОМПАНИИ
COLLABORATION OF BUSINESS AND SCIENCE AS A FACTOR OF COMPANY REENGINEERING

Ключевые слова: наука; бизнес; научные исследования; эффективность; компании.
Keywords: science; business; research; efficiency; companies.

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в бизнесе существует проблема с финансированием научных исследований, которые всегда связаны с фундаментальными рисками. Несмотря на огромный исторический опыт плодотворного сотрудничества науки и бизнеса, процесс внедрения научных достижений в практику непрост. В этой связи автором представлен ретроспективный анализ взаимосвязи бизнеса и науки. Эмпирической базой исследования являются исследования IBM, Procter & Gamble, У. Бернстайн,  Genentech и др. Практическая значимость исследования направлена на разрешение проблем компаний, связанной с неопределенность, как обратной стороной научно-технических разработок.
Abstract. The relevance of the study is due to the fact that there is a problem in business with funding for scientific research, which is always associated with fundamental risks. Despite the vast historical experience of fruitful cooperation between science and business, the process of introducing scientific achievements into practice is not easy. In this regard, the author presents a retrospective analysis of the relationship between business and science. The empirical basis of the research is research by IBM, Procter & Gamble, W. Bernstein, Genentech and others. The practical significance of the research is aimed at solving the problems of companies associated with uncertainty, as the reverse side of scientific and technical developments.

Собиров Бежан Шукриллоевич, ассистент кафедры менеджмента и бизнеса
Адрес: Сургутский государственный университет, Россия, г. Сургут
E-mail: shirinkina86@yandex.ru

Sobirov Bezhan Shukrilloevich, Assistant of the Department of Management and Business.
Address: Surgut State University, Russia, Surgut.
E-mail: shirinkina86@yandex.ru

 

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
IMPACT OF INNOVATIONS ON THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия; инновации; инновационное развитие предприятий; инновации в бизнесе.
Keywords: enterprise competitiveness; innovation; innovative development of enterprises; innovation in business.

Аннотация. На данный момент, учитывая постоянное развитие бизнеса, а также внедрение в нашу жизнь технологий и цифровизацию экономики, инновации стали для многих компаний решающим преимуществом в области своего развития и процветания. Как сумела показать международная практика, успех современных компаний в значительной степени зависит от их возможности адаптироваться к постоянно меняющейся среде и потенциала внедрения инноваций.
Данная статья посвящена изучению влияния инноваций на конкурентоспособность современного предприятия.
Abstract. At the moment, given the constant development of business, as well as the introduction of technology into our lives and the digitalization of the economy, innovation has become a decisive advantage for many companies in their development and prosperity. As international practice has shown, the success of modern companies will largely depend on their ability to adapt to a constantly changing environment and the potential for innovation.
This article study the impact of innovation on the competitiveness of a modern enterprise.

Хабибуллина Зиля Фанисовна, студент.
Адрес: Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Россия, г. Стерлитамак.
E-mail: Habibz18@mail.ru

Khabibullina Zilya Fanisovna, student.
Address: Sterlitamak branch of Bashkir State University, Russia, Sterlitamak.
E-mail: Habibz18@mail.ru

Шнайдерман Анжела Вадимовна, старший преподаватель кафедры экономической теории и анализа.
Адрес: Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Россия, г. Стерлитамак.
E-mail: a.v.shnajderman@strbsu.ru

Schneiderman Angela Vadimovna, senior lecturer at the Department of economic theory and analysis
Address: Sterlitamak branch of Bashkir State University, Russia, Sterlitamak.
E-mail: a.v.shnajderman@strbsu.ru

 

 

 

Image: